Мэн Рей


Мэн Рей
(Man Ray) 1890, Филадельфия — 1977, Париж. Художник американского происхождения, сыгравший видную роль в сюрреалистическом движении во Франции. Мэн Рей ("человек-луч") — псевдоним, принятый с 15 лет потомком иммигранта из России Иммануилом Рудницким и навсегда закрепившийся за ним как собственное имя. В 1897 его семья переехала в Нью-Йорк, где он работал рисовальщиком, одновременно посещая вечернюю художественную школу. Выставка "Армори шоу" (1913), впервые представившая американцам широкую панораму современного европейского искусства, произвела на него сильное впечатление. Под воздействием увиденного он начинает писать картины в кубистической манере (Портрет Альфреда Штиглица, 1913, Нью-Хейвен, Йельский университет). В 1915 Мэн Рей познакомился с Марселем Дюшаном, составив вместе с ним и Франсисом Пикабиа группу американского дадаизма. С 1918 создавал абстрактные картины с помощью аэрографа и трафаретов. В 1921 переселился в Париж, где вскоре наряду с другими дадаистами присоединился к созданной Бретоном группировке сюрреалистов. Принимал активное участие в бурной деятельности этого объединения. В 1940, спасаясь от немецкой оккупации, вернулся в США, где обосновался в Голливуде, но в 1951 снова приехал в Париж, где оставался до конца жизни. Мэн Рей писал картины, но наибольшую известность получили его сюрреалистические объекты и авангардные фотографии. Самые знаменитые из его объектов — Загадка Исидора Дюкасса (1920, предмет, завернутый в ткань; ныне утрачен) и утюг с выпирающими из него острыми гвоздями под названием Подарок (1921, оригинал утерян, реконструкция находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке). В области фотографии, которой он поначалу занимался лишь для заработка, выполняя заказные портреты, Мэн Рей проявил себя подлинным новатором. Открыв ряд необычных приемов фотографирования и обработки снимка, он поднял это механическое ремесло на уровень оригинального творчества. Методами необычного сочетания объектов съемки и их театрализации, расфокусировки изображения, усиления светотеневых контрастов, комбинированной печати, соляризации и ретуши, он трансформировал натуру, достигая высокой выразительности (Скрипка Энгра, 1924, Нью-Йорк, частное собрание; фронтиспис к журналу Минотавр, 1933; Марсель Дюшан в одежде Рроз Селяви, 1924, Филадельфия, Музей искусства; Натурщица у печатного станка, 1924, Париж, Нац. музей современного искусства; Марсель Дюшан и Рене Шар в виде Адама и Евы). В 1921 Мэн Рей воскресил забытый способ "бескамерной фотографии", названный им "рейографией": снимок получался путем непосредственного экспонирования предметов на светочувствительную бумагу. В результате обычные вещи становились неузнаваемыми, а их размытые силуэты складывались в абстрактную композицию (Рейография, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Кики пьет. Рейограмма, 1922). Художник сравнивал свои рейограммы с пеплом, оставшимся от сожженных предметов, и рассматривал этот прием полуавтоматического образотворчества как воплощение сюрреалистических принципов автоматического письма и случайного формообразования. Два снятых Мэн Реем экспериментальных фильма (Возвращение к разуму, 1923; Эмак Бакиа, 1926) относятся к первым опытам авангардного кино, заложившего основы видео-арта.
Лит.: Ray M. Self-Portrait. New York, 1963; Alexandrian S. Man Ray. Paris, 1973; Penrose R. Man Ray. Paris, 1975; Man Ray: Catalogue de l’exposition. Paris, 1981.
В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Мэн Рей" в других словарях:

  • Сюрреализм — (франц. surréalisme, буквально сверхреализм)         авангардистское направление в художественной культуре 20 в.; первоначально возникло во Франции.          Теоретически и организационно сложилось к середине 20 х гг.: «Манифест сюрреализма» А.… …   Большая советская энциклопедия

  • Сюрреализм —         (франц. surrealisme, буквально сверхреализм), авангардистское направление в художественной культуре XX в. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Франции к середине 20 х гг.: Манифест сюрреализма А. Бретона (1924), журнал… …   Художественная энциклопедия

  • Французская кинематография — «Политый поливальщик». Режиссёр Л. Люмьер. 1895. французская кинематография. Франция  родина кинематографа, изобретённого братьями Л. и О. Люмьер и впервые продемонстрированного в качестве публичного зрелища 28 декабря 1895 в помещении парижского …   Кино: Энциклопедический словарь

  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ — [Соединённое Королевство Великобритании и Сев. Ирландии; англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland], гос во Сев. Зап. Европы. Состоит из 4 географических и исторических частей Англии, Шотландии, Уэльса и Сев. Ирландии. Территория …   Православная энциклопедия

  • Дене — Современный ареал расселения и численность Всего: 1 400 Канада …   Википедия

  • Список космонавтов — Алфавитный список космонавтов стран мира. Содержание: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О       П Р С Т У Ф Х Ц Ч …   Википедия

  • Индейцы в Канаде — Доисторические индейские стрелы, хранящиеся в Вашингтоне …   Википедия

  • Уайт-Ривер (Первая нация) — У этого термина существуют и другие значения, см. Уайт Ривер (значения). Индейская община Канады Уайт Ривер White River First Nation …   Википедия

  • Индейцы Канады — индейцы Канады …   Википедия

  • Осуюс (община) — Индейская община Канады Осуюс Osoyoos …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.